Производство и поставка строительных материалов
10.09.2014

Многие строительные механизмы легки для понимания. Краны двигают вещи вверх и вниз. Самосвалы загружают, перевозят и разгружают. Бульдозеры сгребают. Из всего этого есть одно исключение – это простой автобетоносмеситель, который так забавляет детей, раздражает спешащих водителей и остается непонятным для всех тех, кто находится вне кабины двадцатитонного бегемота.

Если бетон в той или иной форме был известен со времен строительства Римлянами Аппиевой дороги (между Римом и Капуей), то передвижной бетоносмеситель – дитя 21 века.

Прежде всего необходимо разобраться с терминами. Очевидной представляется разница между цементом и бетоном, но все же по аналогии с производством хлеба различие между ними такое же, как между мукой («цемент») и буханкой хлеба («бетон»). Бетон — это общее обозначение сочетания наполнителя — обычно камня или гравия, воды и цемента. А то, что обычно называют бетонным смесителем (бетономешалкой) в строительной индустрии известно, как смеситель с опрокидным барабаном, который выпускается различных видов, размеров и конфигурации. Автобетоносмеситель – это смеситель, установленный на автомобильное шасси.

В 1916 году Стефен Степанян запатентовал первую механизированную, которая должна была заменить конную бетономешалку, использовавшуюся в то время. Деревянные лопасти перемешивали смесь, во время вращения колес телеги. Конструкция имела ограниченное применение – она была нескладной и медленной. В принципе, так же можно охарактеризовать двигатели и шасси того времени. К 1940-ым годам двигатели и конструкции рам тележек быстро вышли на уровень, когда они в состоянии перемещать тысячи тонн не схватившегося бетона.  А так как строительный бум, последовавший после Второй мировой войны, быстро набирал обороты, бетоновозы прочно вошли в жизнь.

Барабанный автобетоносмеситель, который мы видим на дорогах сегодня, не особо изменился по сравнению с конструкцией Степаняна: как правило, автономный двигатель вращает барабан на кузове грузовика, в котором установлен винт (лопасти) за счет чего наполнитель, вода и цемент находятся в движении. Постоянная подвижность сохраняет готовую бетонную смесь от твердения, расслоения, а герметичная конструкция барабана предохраняет смесь еще и от попадания внешних загрязнений и влаги.

По мере того, как менялась технология, менялась и конструкция автобетоносмесителя. Большинство традиционных автобетоносмесителей имеют вращающиеся барабаны, в который загружают уже затворенную водой смесь и транспортируют до объекта. При таком подходе смесь необходимо разгрузить на объекте не позднее чем через два часа (в идеале 45 минут).

В США, например, существует и другая категория автобетоносмесителей – с отдельными резервуарами для воды. Большее время в пути цемент, наполнители и другие ингредиенты (добавки) перемешиваются в сухом виде. И только в нескольких километрах от пункта назначения, водитель добавляет воду в барабан из резервуара. Это промежуточный вариант между размещением завода на строительной площадке и доставкой уже готовой бетонной смеси, однако он находит свое применение.

Еще один экзотический тип бетоносмесителей – волюметрические и дозирующие бетоносмесители. Оба типа в основном представляют из себя локальные товарные бетонные предприятия. Отдельные баки хранения для наполнителей, цемента и воды расположены на автомобильном шасси. Все оборудование (шнеки, насосы и пр.) контролируется при помощи бортового компьютера. Таким образом, на этой базе можно достичь определенной гибкости в производстве бетонов различных марок. Вольюметрические и дозирующие бетоносмесители   часто используют в строительстве высотных домов и обычно в паре с автобетононасосами.